Попытки упростить и механизировать вычисления люди делали ещё с XVII века. Учёные и изобретатели предлагали различные варианты машин, но самой распространённой стала конструкция шведского механика и изобретателя Вильгодта Однера, жившего в России. Она была основана на зубчатых колёсах с переменным числом зубцов, которые получили имя изобретателя. Первый арифмометр Однера был выпущен в 1877 году, его конструкция была настолько удачной и надёжной, что не претерпела существенных изменений за 100 лет.
Арифмометр — ручная вычислительная машина, предназначенная для выполнения арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Со временем арифмометры усовершенствовались: для ввода чисел использовался клавишный ввод, для ускорения работы – электрический привод, также появились механические арифмометры, выполняющие действия частично или полностью автоматически. Неавтоматические и автоматические машины выпускались в одно и то же время. Автоматические были гораздо удобнее, но стоили заметно дороже.
В Советском Союзе арифмометры выпускались миллионами. Они стояли во многих учреждениях, лабораториях, бухгалтериях. Их массово использовали до 1970-х годов, когда им на смену пришли калькуляторы. В нашем музее хранятся несколько советских арифмометров, на которых работали в городских конторах Свердловска-45.
Показывая наши предметы на выставках мы хотим рассказать историю их производства, использования, бытования. А как определить датировку экспоната и его производителя? Иногда у предметов советского времени все эти данные указаны на этикетке, клейме или упаковке, но чаще всего мы можем увидеть лишь логотип, ГОСТ и цену. Но и эти, казалось бы, скудные сведения могут многое рассказать о вещи. Например, если указан ГОСТ (государственный стандарт), то по последним двум цифрам – году его утверждения – можно понять, когда был изготовлен предмет. По наличию на предмете цены можно сказать, что выпущен он был после денежной реформы 1961 года. Эти и другие моменты помогают определить время изготовления.
Для выяснения производителя иногда приходится тратить куда как больше времени. Очень немногие бывшие советские заводы сохраняют свою историю, а значит информация об их продукции, маркировке, временных вехах остаётся неизвестной. Большое спасибо коллекционерам и энтузиастам, которые собирают разрозненные сведения, систематизируют их и представляют широкой публике.
Иногда по итогам изысканий получается собрать и систематизировать ранее не затронутый пласт данных. И пусть это лишь капля в море, но и она поможет рассказать об истории нашей промышленности и быта.