Узкоколейная  Кытлымо-Исовская железная дорога — КИЖД (первое название – Николае-Павдинская) была одной из крупных горнозаводских узкоколейных железных дорог Урала. 

Строительство Николае-Павдинской железной дороги началось в первые годы ХХ века по указанию лесопромышленника Константина Петровича Воробьёва, нового хозяина Николае-Павдинской лесной дачи.

В 1902 году в посёлке Старая Ляля был построен первый лесопильный завод, и Николае-Павдинский округ быстро приобрёл репутацию одного из крупнейших лесопромышленных предприятий на Урале. Для доставки пиломатериалов из лесной глуши была выстроена узкоколейная железнодорожная ветка с шириной колеи 1 метр.  Протяжённость первого участка составляла 72 километра – от поселка Старая Ляля (ст. Лесопильная), мимо поселка Маломальский до станции Малая Выя. Там лес грузили на платформы широкой колеи (1520 мм) и отправляли дальше по Богословской железной дороге, которая шла от станции Гороблагодатская до Надеждинска (сейчас это город Серов). Так продукция лесопильных заводов уходила на рынки Сибири и Средней Азии, а также в европейскую часть России, откуда морем отправлялась в Англию.

Схема КИЖД
Схема КИЖД

В это же время произошёл расцвет добычи платины на приисках вдоль реки Ис. В начале 1920-х годов для перевозки грузов на Исовские прииски была построена ветка от посёлка Маломальский до станции Крючковка (пос. Верхний Ис), а дорога перешла в ведение треста «Уралзолото». Планировалась постройка ещё одного участка железной дороги от Старой Ляли до посёлка Кытлым, который входил в состав Исовских золотоплатиновых приисков. И хоть план этот не осуществился, но дорога в конце 1920-х годов получила новое название – Кытлымо-Исовская железная дорога (КИЖД). В народе же её прозвали Китайско-Индийской.

Главное паровозное депо было в посёлке Ис. В 1930-е годы весь подвижной состав насчитывал восемь небольших паровозов, построенных в начале века, три десятка грузовых вагонов и три пассажирских. По воспоминаниям пассажиров посреди вагона стояла дровяная печь, висел керосиновый фонарь, узкие деревянные скамейки по бокам – вот и все удобства пассажирского вагона.

Проработала узкоколейка до 1970-х годов, когда была закрыта за ненадобностью и разобрана на металлолом. Сейчас о ней напоминают железнодорожные насыпи в лесу, мосты и, например, улица Станционная в поселке Маломальский.

Александра Гришук, зав. отделом НИР,

фотографии с сайта посёлка Ис, железнодорожные билеты из фондов МВК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *