Для чего нужны пряжки на ремне? Странный вопрос, конечно же, чтобы затягивать ремень на нужной длине. В разные времена ремни с пряжками удерживали полы одежды, чтобы та не распахивалась, поддерживали брюки. На ремнях и поясах, носимых поверх одежды, вешали кошели и множество мелких необходимых предметов. Пряжки же не только фиксировали ремень, но и украшали одежду, и по большей части были принадлежностью состоятельных людей.
Множество функций имел военный ремень. На таком ремне, носимом поверх мундира или шинели, может крепиться кобура для индивидуального оружия, полевая офицерская сумка, подсумки для патронов или гранат, штык-нож или портупея сабли или кортика. Пряжка военного ремня также являлась опознавательным знаком.
В российской армии первые поясные пряжки как часть форменной одежды были введены в 1834 году в полках кирасиров. Со временем они были введены во всей армии. Кроме государственного герба — двуглавого орла — на пряжках различных родов войск добавлялись определённые атрибуты: пушки у артиллерии, якоря у моряков, топоры — у инженерных войск.
До революции 1917 года в России не только военные, но и гражданские ведомства имели свою форму, свои знаки отличия. Ремни с пряжками носили гимназисты, учащиеся реальных и кадетских училищ, студенты. Свою символику имели пожарные и почтальоны, железнодорожники и инженеры.
31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог. В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным «во время отправления служебных обязанностей». Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Так, например, надпись на пряжке «Прм. Ж.Д.» означало Пермскую железную дорогу, образованную в 1900 году. Такие знаки отличия употреблялись до 1917 года.
Старинные форменные пряжки являются интересным предметом для коллекционеров, а такой вид коллекционирования называется фибулистикой (от лат. fibula — пряжка).