Первыми в изобретении швейного устройства (где-то в четырнадцатом веке) — можно считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. Известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места.

Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи, но так и остался невоплощенным, а первые ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад. Патент на изобретение был выдан в 1755 году Вейзенталю, создавшему иглу, которую можно было использовать для шьющего механизма. Игла имела два острых конца, а ушко, куда продевалась нитка, располагалось посередине. Данная игла имела возможность пронизывать ткань как вверх, так и вниз и не нуждалась в ручном поворачивании.

Однако более практичную машину (для пошива обуви), запатентованную в 1790 г., создал Томас Сант (Сайнт). Внешне аппарат сильно отличался от современных: шило делало отверстие в коже и позволяло игле проходить через нее. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой.

Около 1810 года в Германии изобретатель Бальтазар Кремс изобретал машину для шитья кепок, а австриец Джозеф Мадерспергер изобрел целый ряд механизмов, однако ни одно из этих изобретений не прижилось, поскольку эти аппараты пытались подражать ручному шитью и совсем не облегчали труд портных.

В 1814 году австрийский портной Йозеф Мадерспергер создал иглу с ушком у острия одного из концов (далее считается что верх иглы тот, что с ушком). Он же был первым, кто применил принцип шитья двумя нитями, так же как в ткацком аппарате. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила.

Спустя несколько лет Фишер и другие учёные начали работать над получением стежка с помощью иглы с ушком.

В 1833 американец Вальтер Хант создал первую машину, которая не пробовала подражать ручному шитью. Это была первая машина, имеющая иглу с отверстием на конце и две шпульки — практически современный вид. Однако, эта машина могла шить только по прямой и небольшой отрезок ткани.

В 1840 году читателей «Берлинской иллюстрированной газеты» поразило следующее сообщение: «Из Парижа передают, что портной Бартоломео Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики».

Тимонье была создана швейная машинка, работающая на крючковой игле, что обеспечивало надежную строчку. Эта деревянная прародительница нынешних швейных аппаратов стала очень популярна благодаря скорости шитья. Машинка делала в минуту двести аккуратных, ровных стежков (цепного шва), что казалось фантастическим в то время (для сравнения на сегодня в среднем машинка делает 1300 стежков в минуту). Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование.

Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.

В 1845 году Эллиас Хоу в США разработал челночный стежок и в 1946 годы получил патент на швейную машину с этим стежком, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту. Особенностью механизма этой машины было то, что игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, что вызывало некоторое неудобство.

Исаак Меррит Зингер
Исаак Меррит Зингер

Начался следующий этап в истории швейных машин. 1846 г., когда машинка была изобретена и запатентована Зингером, и 1856 г., когда Джеймс Гиббс изобрел швейное оборудование с прямой иглой, которая используется до сих пор. Правда, массовым достоянием стали машинки не сразу. Их стоимость на то время была достаточно высокой и доходила до ста долларов. Внешний вид швейных машинок также отличался от нынешних лаконичных моделей. Аппараты выполняли в виде дельфинов, русалок и прочих существ, снабжали музыкальными устройствами…

В 1850 году в швейном аппарате А. Вильсона, а позже в 1851 году и в машинах Зингера и Гиббса игла двигалась вертикально, а ткань, прижатая специальной лапкой, располагалась на горизонтальной платформе и её продвижение осуществлялось прерывисто движущимся зубчатым колесом, а впоследствии — зубчатой пластинкой (рейкой).

Когда 39-летний Зингер приехал в Нью-Йорк, чтобы изменить свою жизнь, он познакомился с конструктором Орсоном Фелпсом, который продемонстрировал Зингеру свой вариант домашней машинки. Она была куда меньше и проще существовавших в то время аналогов, но все же достаточно громоздка и сложна в управлении. Ахиллесовой пятой конструкции Фелпса была игла, вращавшаяся на специальном «барабане» по кругу.

Исааку Зингеру этот механизм показался интересным, но «сырым». Он задумался на целых одиннадцать дней, по истечении которых совершил главное изобретение своей жизни, сделавшее его богачом.

Исаак нашел решение, при котором игла машинки двигалась не по кругу, а вверх-вниз — именно так двигаются иглы всех швейных машин и в наше время. Кроме того, он придумал, что приводить в действие машинку может тот же человек, что и работает на ней, нажимая ногами на специальную педаль.

«Первая швейная машинка Singer»
«Первая швейная машинка Singer»

Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда сразу три изобретателя Вильсон, Гиббс и Зингер запатентовали новые конструкции. Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым «качающимся челноком». Суть изобретения — челнок стал ходить не вдоль машинки, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины аппарата. Также изменился вид самого челнока, он стал удобнее для прохождения нити, и более удобен для регулировки натяжения нити. Теперь нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя — чашечками нитенатяжителя.

В 1851 г. 12 августа он официально зарегистрировал свою разработку и заполучил на него патент под номером №8294. На то время, машинка Зингера можно было купить за баснословные деньги (100$) — отнюдь не любой мог позволить себе купить такую машинку.

В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество «И.М.Зингер и Ко» — с этого началась история знаменитой компании по производству швейных машинок «Зингер». Одним из самых больших филиалов этой транснациональной компании до первой мировой войны, являлся Подольский филиал в России.

Зингер поставил себе задачу создать надежный бытовой прибор массового спроса. В отличие от Хоу, которым двигало чувство сострадания к жене, проводившей многие дни за шитьем, Зингер увидел в швейной машине огромный коммерческий потенциал. Занятых у приятеля сорока долларов и одиннадцати дней напряженного труда ему хватило, чтобы изготовить первый в мире агрегат, который годился для продвижения в широкие покупательские массы. Машинка Зингера имела прямую иглу с ушком, скользящий челнок, лапку для фиксирования ткани и зубчатое колесо, позволявшее ее двигать. А со временем ко всем этим усовершенствованиям добавилась ножная педаль с колесным приводом, заменившая неудобный ручной рычаг.

На наш рынок компания Singer вышла еще в 1860-е годы через генерального европейского дистрибьютора немца Георга Нейдлингера — с головным складом в Гамбурге и 65 «дилерскими» центрами в России. В 1897 г. было основано акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер».

А затем успехи российских продаж побудили руководство Singer задуматься над созданием в нашей стране собственного производства.

Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера — Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы.

С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски.

В 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» — надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал сотни тысяч машинок. Их продавали напрямую в 3000 фирменных магазинов, а также по системе «товар почтой».

«1900-е»
«1900-е»

К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Северо-Американских Штатов), продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук на сумму 63,5 млн рублей.

В 1918 году подольский завод АО «Компании Зингер» был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, «Зингер» стали продавать сначала под маркой «Госшвеймашина», а с 1931 года — под маркой «ПМЗ» (Подольский механический завод).

В мире же царствовал не только Зингер. В 1862 году немецкий инженер по имени Георг Михаэль Пфафф организовал небольшое предприятие, выпускавшее швейные машинки. Хотя с тех пор прошло немало времени, первый экземпляр созданной Пфаффом швейной машины сохранился. Сегодня любой человек, который посетит Музей науки и техники в Мюнхене, может ее увидеть. Итак, Пфафф создал предприятие, но позже компания сократила масштабы деятельности и до упомянутой в самом начале даты — до 1960-х годов — не представляла собой ничего выдающегося. Популярность немецкой компании Pfaff  резко возросла после Второй мировой войны. К 1960 году компания была преобразована в акционерное общество и начала выпускать бытовые швейные машины, в которых использовались многие достижения, уже применявшиеся к тому моменту в промышленных швейных машинах. В частности, в швейных машинах Pfaff начали применять челнок двойного обегания, благодаря которому машина начинала работать быстрее, но при этом значительно уменьшался шум.

Зато в 1970-80-х годах компания Pfaff стремительно ворвалась в список ведущих компаний мира в области швейного оборудования. Надежные и по-немецки качественные швейные машины пользовались большим спросом. Эти два десятилетия можно назвать своего рода временем триумфа компании.

Компания Janome появилась еще в 1921 году, ее создатели, Ёсаку Осе и Шигеру Камемацу, открыли небольшое предприятие, которое, хоть и развивалось, но не выходило за пределы страны. Зато в 1960-х годах Janome уверенно начала покорять мир, завоевывая новые рынки и предлагая покупателям новые решения. Именно компания Janome начала производить компьютерные швейные машинки в то время, когда никто из конкурентов еще не мог предложить ничего подобного. Со временем дошло даже до того, что на заводах Janome, которые сегодня расположены не только в Японии, но и на Тайване и в ряде других стран мира, стали собрать швейные машины для других компаний. А в 70-х в мир швейных машин вторглась электроника: японская фирма «Janome» выпустила первую модель с электронным программоносителем.

ХХ век подарил миру моды такое разнообразие швейных машин, что практически не осталось технологических операций, которые они не смогли бы выполнить. Их скорость достигает более 5000 об./мин главного вала, и работают они с одной, двумя и более нитями. Существуют машины, выполняющие комбинированный стежок (челночный и цепной) с 24 нитями.

Сейчас выбор швейных машин настолько велик, что готов удовлетворить любого покупателя на любой вкус.

Источник: http://mastirina.livejournal.com/10596.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *