С 12 апреля по 15 июня 2010 года в выставочном зале проходила выставка рисунков военного художника Бориса Николаевича Дрыжака «Война и мир без ретуши и фальши», которую для экспонирования любезно предоставили коллеги из города Железногорска.
Выставка эта была посвящена 65-й годовщине Великой Победы и включала в себя как военные, так и послевоенные рисунки. Военные зарисовки фронтового художника обязательно сопровождались комментариями, читать которые иногда просто страшно…
На базе этой выставки было проведено множество мероприятий: встречи с ветеранами ВОВ и блокадниками, занятия по патриотическому воспитанию и другие.
Биография Бориса Николаевича Дрыжака (1927-2008гг.)
Борис Николаевич Дрыжак родился 21 ноября 1927г. в селе Нижняя Покровка Саратовской области. Там же учился в сельской школе, а поскольку рисовать любил с детства, то стал активным членом редколлегии, выпускающей школьные стенгазеты.
В сентябре 1944-го года Борис Дрыжак, как многие его сверстники, прибавив себе полгода, ушел добровольцем на фронт. В Вольском авиационно-техническом училище неполные семнадцать обнаружили, но домой возвращать не стали.
Через неделю Бориса переводят под Воронеж, в особое училище химзащиты, где он прошел ускоренное обучение всего за пару месяцев, а затем, как человека способного к рисованию, отправили в особую фронтовую командировку — в Европу.
Он был зачислен в восьмую команду; воевавшую в составе второй танковой армии генерала Рыбалко. Ей было поручено захватить и обезвредить немецкий ракетный полигон в Близне, в 80-ти километрах к востоку от Кракова.
Команда подобралась особенная: на четыре сотни человек личного состава — 50 военных инженеров. В задачу бойцов восьмой команды входили захват, изучение, фиксация деталей и уничтожение крупнейшего на тот момент военно-научного центра фашисткой Германии. Вместе с пистолетами и автоматами сержант Дрыжак и четверо его товарищей брали с собой на задание карандаши и бумагу: это и было их главным оружием. Умение быстро и точно в боевых условиях запечатлеть мельчайшие фрагменты недавно разработанной немецкой военной техники с тем, чтобы потом передать их в Центр, ценилось на вес золота. Стоя, лежа, прижимаясь к земле, без мольберта и палитры, под охраной двоих автоматчиков, фронтовые графики рисовали сопла военных установок, только появившихся «ФАУ-3», восьмиствольных гранатометов. Одних только ракет на заводе в Близне разрабатывалось 17 видов, и обо всех мог рассказывать лишь карандаш художника.
Потом был Бреслау, завод по производству ракетного топлива; брали лаборатории химических и отравляющих веществ Ланцберга, Кюстрина, северного Берлина. Везде рисовали и везде рисковали, выполняя свой военный долг. Не для себя — для страны.
Рисунки заменяли Борису запрещенные в армии дневники. Они помогали переживать усталость, радость, боль, были живым напоминанием о том, что видел. Отдельные листки Борис суровой солдатской ниткой сшивал в блокноты -так было легче хранить графическую хронику.
Победу сержант Дрыжак встретил в Науэне, в сорока километрах от Берлина. К поверженному Рейхстагу ездили не однажды — разделить радость победы и просто полюбопытствовать: оказаться в центре Европы, пусть и разрушенной войной, в восемнадцать лет выпадает не каждому!
В середине июня поехали домой. Однако состав, прибывший в Москву 25 июня, на перроне не задержался — война для Бориса Дрыжака еще не закончилась. На смену классике послевоенной Европы пришли бескрайние степи Забайкалья. Место военных действий — захваченная японцами Маньчжурия. Цель — бактериологический центр в Чунцине, распространявший бактерии чумы, холеры и сибирской язвы на северные провинции Китая и угрожающий советскому Дальнему Востоку. Маршрут — зыбучие пески Гоби и крутые перевалы гор Хингана.
Чунцинский маршрут запечатлен в рисунках более скупо, но так же выразительно и ярко. К обозначенной цели прибыли на самолетах. Успешно выполнили задание.
Это было 16-го августа. А 18-го Борис Дрыжак с медсестричкой Людой Молчановой подорвались на мине. Молодость, лето, беспечность… Люда погибла на месте. Контуженного и раненого в ноги Бориса нашли друзья. Беспамятство, гангрена, долгое лечение. Госпиталь на целых полгода стал его домом и … источником для новых рисунков.
Уже после госпиталя, лейтенант Дрыжак поступил учиться в студию Военной академии живописи имени Грекова, чтобы более четко и ярко перелагать на лист отголоски горестных и доблестных военных впечатлений.
Биографии Бориса Дрыжака хватило бы не на один век. Жизнь подарила ему удивительные встречи. Маршруты командировок боевых и мирных потрясают воображение. Художник и солдат с 1946-го по 1951-ый годы он воевал в Болгарии, Китае, Корее; в промежутке, в 1949-м, в Чукотке зарисовывал площадку для одного из запланированных советских ядерных полигонов.
В 1953-м был отправлен в Киргизию на урановые рудники Майлесая, поднимать политическую работу в Джелалабадской области.
В 1956-м году учился в Москве в Высшей партшколе.
В 1978-ом году майор запаса Дрыжак перенес инсульт — сказалась старая контузия. И, чтобы как-то восстановить парализованную правую руку, вновь взялся за карандаш. С того самого времени начинается отсчет периода, который сам Борис Николаевич называет реконструкцией памяти. Ведь для художника, по большому счету, важно быть здесь и сейчас только раз, чтобы навсегда запомнить увиденное и уже через несколько лет воплотить события в рисунке. Так родились послевоенные циклы графических работ, посвященные Великой Отечественной войне. Часть из них воспроизводят войну по рассказам и воспоминаниям очевидцев. Именно поэтому послевоенная графика Бориса Дрыжака представляет собой самостоятельный жанр, несопоставимый ни с одним другим видом жанрового рисунка.