Припасла ли ты, родимая,
Еще мне да цветное платице,
Цветное да подвенешное,
Подвенешное вековешное?
Русский традиционный костюм, известный по памятникам XVIII — первой четверти XX вв., представляет собой своеобразное явление народной культуры. В нем естественно, преобладают черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту Древней Руси. Но заимствования из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, происходящие на протяжении веков, заметно преобразили его.
Примерно в середине XIX в. появляется термин «пара», «парочка». Первоначально парой называли рубаху и сарафан, сшитые из одного материала или подобранные по тону тканей. В Сибири, например, хорошим приданым считалось 22 пары, дополненные поясами и шалями. На Русском Севере праздничным костюмом девушек становится штофная пара. Такие парочки были распространены на Русском Севере вплоть до конца XIX — начала XX вв. Долгое время парочки были праздничным костюмом молодых женщин и девушек. Позднее они превратились в одежду просватанных девушек. Парочку обязательно должна была надевать невеста, когда по обычаю причитала на девичнике. Таким образом, пара — это праздничная одежда. Это объясняется еще и тем, что по традиции к нарядной одежде относились очень бережно, носили долго, надевали нечасто, чаще по праздникам, старались передать по наследству. У православных очень быстро парочки становятся венчальной одеждой.
«Невесту одевали в юбку с кофтой…» (Соколова Мария Никифоровна 1910 г.р., Челябинская область, Варнинский район).
«У мамы подвенечное платье было светло-коричневое — наряд юбка с кофтой, с блестящими полосками…» (Свердловская область, Байкаловский район).
«Парочки на праздник понарядней одевали…» (Свердловская область, Шалинский район).
«Невеста одевала розовую парочку…» (Свердловская область, Алапаевский район).
«Невесту наряжали во что могли — парочки; пока плакала невеста, она была в белом, после в парочку наряжали…» (Тюменская область, Ишимский район).
Парочки такого типа (юбка — кофта) появились в русской деревне в последней трети XIX в., получив широкое распространение к началу XX в. по всей России. Они бытовали во многих деревнях вплоть до 20-х годов XX в. В Пермской губернии этот процесс начался с 1870 г. и завершился в самом начале XX в. Уровень распространения нового комплекса женской одежды зависел от степени связи сельской среды с городской. В первую очередь парочки начали носить крестьяне, проживающие на торговых, сухопутных и водных путях возле городов и поселков, а также в местах с развитым охотничеством. В 1848 г., например, новый комплекс носили только сельские жители, проживающие по реке Чусовой. На Урале парочки, получив большое распространение, очень быстро из разряда праздничной одежды становятся одеждой будничной. «К каждому сарафану отдельная кофта была — парочкой это называлось; и бывали юбки с кофтой — тоже парочкой назывались…» (Неелова Валентина Григорьевна 1938 гр., Свердловская область, Тавдинский район, с. Кошуки).
«У мамы нашей была большая зеленая юбка «с хвостом» — собирали ткань в складочки сзади, такие борочки закладывали…» (Васькова Бронислава Осиповна 1933 гр., Свердловская область, Тавдинский район, д. Забор).
Использование фабричных тканей для рубах невольно повлияло на их конструкцию. Появляются кофты-баски. Кофта-рубаха длиной до талии первоначально повторяла конструкцию лифа холщовых рубах. В юбочном комплексе рубаха-кофта начинает носиться навыпуск, поверх юбки. «По праздникам носили вышитые рубашки навыпуск, они были нарядные, праздничные…» (Свердловская область, Тавдинский район).
Характерной чертой парочек любого типа является втачной, двух-шовный рукав, вшитый в овальную пройму. Рукава в верхней части были широкими с «пышками», с наполненной головкой за счет складок, сборок, защипов по окату.
Расположение декора связано с формой и конструкцией кофт. Основными линиями отделки являются линия горловины, грудь, низ рукава. Очень редко встречается декор спинки. Помимо отделки тесьмой, кружевом, стеклярусом, гипюром, «щетками» (тесьмой с коротким ворсом по одному краю), появляются фигурные подрезы и кокетки сложной формы.
Длина таких кофт доходила до середины бедра или чуть выше. Для увеличения срока службы почти все кофты дублировались хлопчатобумажной тканью. Воротник — стойка.
Не отрезная приталенная кофта шилась из ярких, дорогих, фабричных тканей на подкладе. Отличалась сложностью кроя, большим количеством конструктивных линий.
Спинка сшивалась из 3—6 суженных в талии частей, ниже та\ии все клинья имели расширение, образуя фалды. Часто две центра\ьные детали спинки были удлиненны по отношению ко всем остальным, образуя за счет расширения и длины своеобразный «хвост».
Несмотря на совершенствование кроя в изготовлении кофт-парочек, использование швейных машин, большую роль по-прежнему играл ручной труд. Разнообразные буфы, складки, драпировки, рюши выполнялись вручную, создавая объемные формы со своеобразным рельефом поверхности.
Следует отметить, что с появлением парочек постепенно выходит из употребления такой древний предмет костюма, как пояс.
Непременным дополнением костюмов-парочек у просватанных женщин становится головной убор — файшонка (фалшонка), представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Концы файшонки завязывались сзади бантом или соединялись на затылке, перевязывались лентой с бантом. Файшонка, как отмечают исследователи, появилась в народном быту в середине XIX в.
«Файшонки покупали вязаные… Косинки…. Файшонку завязывали, концы по спине…» (Широносова Устинья Афиногеновна 1916 гр., Курганская область, Шадринский район, с. Неонилинское).
«Стареньки фальшонки до колен, шелковые шали…» (Свердловская область, Ирбитский район).
Стоимость парочек, богатых сарафанов была очень высока. Приведем свидетельство Осинцевой Екатерины Петровны 1919 г.р. (Свердловская область, Каменский район, с. Сипавское): «Юбки с кофтой — это по праздникам; материал покупной был; у мамы много сарафанов, парочек, подшалков было — продала, избу сделала, корову купила».
Подвенечная парочка, хранящаяся в фондах нашего музея, принадлежала Лужбиной Евдокии Николаевне, жительнице Нижней Туры. В 1897-1898 году она в этом костюме выходила замуж.
Женский подвенечный костюм. Тафта, хлопковое кружево ручной работы, фабричное кружево. Машинная и ручная сборка. 1897-1898 год. Г. Нижняя Тура.
Что бы посмотреть фотографии в полном размере, нажмите на них левой кнопкой мыши.