Флаконы


флаконы

… Иль в доме брошенном и пыльном разыскав

Весь полный запахов годов минувших шкаф,

Случалось ли тебе найти флакон забытый, —

И в миг овеян ты душой, в стекле сокрытой.

Ш. Бодлер, перевод с французского А. Эфрон

 

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. В гробницах фараонов Древнего Царства были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы использовали специальные височные украшения в виде подвесок, в которые вкладывались ароматические вещества; при ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся приятный запах. Флаконы для духов из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, делались ювелирами и в Средние века, и позже.

Несмотря на то, что в России парфюмерное дело зародилось на полтора столетия позднее, нежели в Западной Европе, по прошествии лишь четырех десятилетий знаменитые французы были вынуждены потесниться на парфюмерном олимпе.

И хотя становление российской парфюмерии было связано с выходцами из европейских стран, имевших богатый опыт и традиции, парфюмерное производство, перенесенное в Россию, приобрело совершенно особый национальный колорит и самобытность.

БрокарВ 1913 году парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечет к себе. Но что значат духи без своей прекрасной оболочки — флакона?..

В парфюмерном производстве, как ни в каком другом, форма и содержание органично дополняют друг друга.

Флакон, как и сами духи, создается на долгие годы, может пережить и платье своей хозяйки и даже мебель, на которой он стоит. Флаконы для духов — это особая сфера высокого искусства, главная задача которого — перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее неосязаемого и «летучего» аромата в форме конкретных линий, объемов и цветов.

К началу 1917 года в России функционировало уже 234 завода по производству стекла, на 15 из которых изготавливали парфюмерную посуду. Большинство заводов парфюмерного профиля располагалось в Москве и Московской губернии. Парфюмерные изделия отечественного массового производства стоили не дороже 4 рублей за флакон. Парфюмерные фабриканты заказывали необходимые им флаконы по каталогам стекольных заводов.

1 ноября 1922 года открылся «Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря». В 1941 году один из цехов был эвакуирован в Свердловск, из которого в последующем образовалась фабрика «Уральские самоцветы».

После революции 1917 года началась борьба со старыми, сложившимися традициями оформления флаконов. Запахи оставались прежними, а вот флаконам и этикеткам пришлось кардинально поменяться: фривольные дамы, легкомысленные нимфы и цветы стиля модерн не соответствовали строгому духу времени и требованиям «советского народа». Некогда считавшиеся образцом художественного стиля и лучшими представителями парфюмерного искусства, флаконы объявили «буржуазными» и чуждыми советской республике.

Тэжэ Трест ЖиркостьНа флаконах активно используются новые элементы советской геральдики: красные знамена (символ победы и единства народа) и ленты, колосья (как символическое изображение богатства и плодородия молодого советского государства), шестерни (техническая мощь страны), пятиконечные красные звезды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы. Часто на парфюмерных этикетках рисовали молодых девушек-спортсменок (олицетворяющих духовное и физическое здоровье нации). Популярными были изображения Кремля — как основного неофициального государственного символа.

За редким исключением советские флаконы поражали своей одинаковой четырехгранной «одеколонной формой» и однотипными названиями, в качестве которых выступали либо мужские, либо женские имена (всем памятны популярные некогда «Саша» и «Наташа»), либо времена года или названия цветов.

Несмотря на господство стиля социалистического реализма, в СССР сохранилась старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Одно из старейших предприятий «Новая заря» активно использовало подобные элементы декора, как в фирменных новинках, так и при восстановлении некогда известных марок. Клееные футляры объемной, вычурной формы с богатой шелковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона — типичные элементы промграфики дореволюционного периода. Примечательно, что вплоть до конца 60-х гг. 20 века они существовали как неотъемлемая часть советского стиля.

Флаконы с одеколоном и духами были близки по роли в интерьере к фарфоровым фигуркам: их берегли как украшения.

один комментарий


  • Ревякина Екатерина Владимировна

    В семье моих родителей до 1990-х годов , а до того у моей бабушки — хранился флакон «Юбилей Советской армии» в подарочной коробке. Флакон никогда не распечатывали. В детстве я очень любила нюхать этот флакон. Мне казалось, что лучше духов нет на свете. Этот флакон был подарен моей бабушке Карпиченко Ефросинии Кирилловне (год рождения 15.02.1895 ) в 1954-1955 годах. Это был подарок в качестве благодарности от ее коллеге по работе (были утеряны во время войны и оккупации Киева документы) , т.к. бабушка подтвердила личность этого человека. К сожалению в 90-х годах флакон был утрачен. Но осталась в семье его история. А мне до сих пор памятен волшебный запах
    этого одеколона.

    15.07.2015

Оставьте свой комментарий


Имя*

Электропочта (скрыто от всех)*

Сайт

Ваш комментарий*

Отправить комментарий

© Музейно-выставочный комплекс г. Лесной