Прядение из шерсти, льна, хлопка — одно из самых старых ремесел. Как же получали из коротких волокон непрерывную тонкую нить?
Обработанное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце — садилась пряха, левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить и скручивала ее пальцами. Скрученная нить затем наматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала. Ручное прядение было очень медленными и трудоемким процессом: опытная пряха выпрядала 16 кг кудели за 40 суток непрерывной работы.
Интересно, что у славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой вращают веретено. На Кавказе и в Средней Азии поступают наоборот. А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут, и вертят одной правой рукой: веретено у них сучит и мотает одновременно.
Русская прялка — это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке — донцу, на которое садится пряха. Делали прялки и из единого куска дерева — пня с корнем. Из пня вырубали стоячок — лопастку, из корня — донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли «копани», «копылы», «кокорицы».
Бытовали в древности и переносные прялки: кудель привязывали или прикалывали к одному её концу (если он был плоским, лопаточкой), либо насаживали на него (если он был острым), либо укрепляли как-то ещё (например, в рогульке). Другой конец
вставляли за пояс, и женщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже на ходу, когда шла в поле, гнала корову, приглядывала за гусями. Дома, вынув из-за пояса, нижний конец прялки втыкали в отверстие лавки или донца.
Пальцы левой руки (большой и указательный), дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту — а ведь за прядением нередко ещё и пели, — пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину…
Девушки пряли каждый вечер, за исключением канунов праздников, самих праздников, воскресений, а в некоторых местах и пятниц. Работали в осеннее-зимнее время. Пряли на веселых посиделках и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне.
В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение пряхи, для нее главным становилось ткачество. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость. Первую прялочку девочка получала к семи годам от отца, заневестившись — вторую, изготовленную отцом или заказанную местному мастеру, третью — как подарок мужа супруге. Такой важный в крестьянском обиходе предмет часто украшали. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.
Известны прялки были еще в эпоху неолита, о чем свидетельствуют находки археологов в Вологодской области на реке Модлон. С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов, позднее фабричная пряжа и ткань сделали ненужным это трудоемкое рукоделие.