Старинные упаковки по праву можно считать предметами, красочно, доступно и наглядно отражающими историческую эпоху. Российская дореволюционная упаковка отличалась разнообразием форм, цвета, фактуры.
Особой оригинальностью и красочностью выделялась упаковка кондитерской, парфюмерной продукции и чая. Отечественные предприятия выпускали всевозможные коробки, банки, бонбоньерки из картона, жести, стекла, фарфора.
Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и варили шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возникают во второй половине XIX в. Из дореволюционных кондитерских предприятий России наиболее известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Большевик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.
Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоровые и прочие коробки. Из французского языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет — бонбоньерка (bonboniere, от bonbon — конфета). В кондитерских хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения. Конфеты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пастила и т.п. Печенье насыпали в коробку россыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой.
Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в начале XIX в. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье и пр.
Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Коробки — жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею — бывали самыми разнообразных форм и размеров: прямоугольные, прямоугольные со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде корзинок, саквояжей, сундучков и т.п. Крышки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рассылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет. Наряду с данными об изготовителе продукта на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки.
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и картона под управлением «живописца Федора Шемякина».
Иногда в коробки помещали различные призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные издания его поэм и сказок, которые вкладывали в коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали покупателю приз. В качестве вложений использовались также образцы для рукоделия или кулинарные рецепты.
Предполагалось, что сами коробки в дальнейшем могут использоваться в хозяйстве. Так, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана указывали, что для печенья «Смесь для хозяек» заказаны коробки двух размеров с названиями не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться — на них имелись надписи «Мука», «Сахар» и т.п.. Это побуждало хозяек приобретать новые коробки с печеньем из этой «серии».
На упаковке также всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках. Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения герба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.
Все надписи, сделанные на упаковке, должны были быть дозволены цензурой, о чем иногда сообщалось на коробке. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недобросовестных производителей, для этого на коробке помещалась фабричная марка, которую надо было зарегистрировать в Департаменте торговли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министерства финансов. Надписи, подтверждающие это, также появлялись на коробках.
После Октябрьской революции 1917 г. кондитерские товары некоторое время продолжали продаваться в произведенных ранее жестяных коробках, однако очень быстро было налажено производство коробок прежнего дизайна, но с новой символикой и надписями. Впоследствии в оформлении упаковок отразились авангардные тенденции советского искусства.
Довольно быстро жестяную упаковку вытеснила более дешевая в производстве картонная упаковка. Жестяные коробки стали изготавливаться небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников и лишь монпансье и чай по-прежнему выпускались в жестяных коробочках.
Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой отечественной войне. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни — строительство метрополитена, возведение стадионов и пр. С конца 50-х гг. ХХ в. покорение космоса стало одной из излюбленных тем оформления кондитерской упаковки. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами.
В Советском Союзе существовала государственная система художественного конструирования, которая большое внимание уделяла научным исследованиям, информационной и пропагандистской деятельности. в этот период работают всего две организации: «Союзпродоформление» — объединение художников-графиков, работающих в сфере дизайна упаковки для продуктов питания и «Комбинат графических искусств» (КГИ), объединявший художников-графиков, оформлявших упаковки и этикетки (ярлыки) для товаров народного потребления, промышленных товаров.