Кружево поражает своим разнообразием и цветом, прославило на весь мир целые страны и крошечные деревушки, ценилось на вес золота, грозило разорением и спасало от нищеты целые государства. Сведения о прообразах кружева доходят до нас из глубочайшей древности. В Ветхом Завете упоминаются легкие, прозрачные, пышно вышитые ткани, которыми украшали одежды священнослужителей и интерьеры храмов. В ходе раскопок в Древнем Египте были обнаружены предметы одежды, украшенные сетчатой каймой с вышитыми по ней орнаментами, судя по некоторым статуям, нечто, отдаленно напоминающее современное кружево, было известно и древним римлянам. Современное же, «настоящее» кружево, по всей видимости, появилось только во времена художественной, жизнерадостной, романтической эпохи Возрождения, и пришло на смену счетным ажурным вышивкам, так как в отличие от них позволяло с легкостью преобразовывать платья согласно разным модным стилям. Однозначно ответить на вопрос о месте, где впервые было изобретено это украшение, не представляется возможным: Италия, Бельгия и Франция до сих пор спорят о том, какая страна является родиной кружевоплетения.
В понятие «кружево» обычно включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках и крючком.
Русское слово «кружево» произошло от слов «круг», «кружить», что означало «окружать», «обшивать по кругу». По другой версии, название произошло от техники его изготовления: во время работы кружево выплетали вокруг круглой подушки, «кружили».
«Круживо сажено, низано жемчугом», «кружева низаны перьями», «круживо с пухом и с горностаем», «волоченое золото и серебро немецкое», «сканое и пряденое с шелком» — первые кружева, появившиеся в России, были в прямом смысле драгоценными, являлись предметом роскоши, ими украшали царскую одежду, церковные атрибуты и облачение. Сохранилось описание выходов Ивана Грозного: уже в XVI веке его «ферезь», то есть платье, украшали «кружево немецкое, золото, зубцы». В те времена немецким называли все иностранное: кружево было привозным, стоило баснословных денег и продавалось на вес. Дошли записи о том, как в 1672 году ввезли «два пуда и восемь фунтов золотых и серебряных кружев и галунов и два ларя с золотыми и серебряными кружевами из Голландии».
Плести кружева русские мастерицы начали в XVII веке. Стоит отметить, что у нас прижилось только коклюшечное кружевоплетение: на деревянные катушки наматывали нити и за счет их переплетения получали различные узоры. Стоит отметить, что в России кружевами украшали ими не только платье, но и шубы, обивку карет, завесы, пологи и даже конские черпаки. По легенде, толчок к появлению и развитию отечественного кружевоплетения был дан Петром I, приказавшим доставить в Новодевичий монастырь 30 брабантских мастериц для обучения 250 девочек-сирот. Русские кружевницы быстро освоили заграничную технику, при дворянских и помещичьих усадьбах в конце XVIII-начале XIX вв. открывались кружевные мастерские, где сотни девушек с утра до вечера сидели за пяльцами, вышивая узоры белой гладью, строчкой и тамбуром, или плели на коклюшках кружева из тончайших привозных драбанских ниток. Наряду с помещичьими фабриками в Вологде, Ельце, Ростове, Рязани, Галиче и других городах зарождались самобытные русские школы, прославившие Россию по всему миру, ведь общепризнанным является тот факт, что ни в одной стране не было такого богатства и разнообразия кружев.
К середине 70-х годов XIX века в России и по всей Европе вошло в моду русское кружево, кружевной промысел стал одним из самых массовых. В 1883 году была основана Мариинская практическая школа кружевниц, находившаяся под покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставок, был даже придуман новый вид кружева, по достоинству оцененный во многих странах мира.
Труд кружевниц был тяжелым: девочек отдавали обучаться ремеслу с 5-6 лет, а в 11 они уже плели взрослые заказы. Рабочий день кружевницы длился по 10-12 часов, плетеи быстро теряли остроту зрения. Хотя кружева были предметом роскоши, их производство не приносило сверхприбыли самим плетеям, даже наиболее искусные мастерицы, работая по 16 часов в день, едва сводили концы с концами.
Советская власть старалась всеми силами поддерживать кружевной промысел. Уже в 1917 году началось образование промысловой кооперации, а вскоре стали появляться первые артели. Если в 1919 году в 93 организациях Вологодской губернии состояло 5 тыс. кружевниц, то через год их было уже свыше 42 тыс., более того, в традиционных центрах кружевоплетения и даже в столице стали появляться первые профессиональные школы, училища.
В годы НЭПа советские кружевницы активно плели кружева на экспорт. Несмотря на то, что на Западе к тому времени машинный труд практически полностью вытеснил ручной, советские кружева неизменно пользовались спросом, завоевывали самые престижные награды на крупнейших выставках.
В 1930-е годы государство серьезно взялось за ремесла, организовав целые институты, занимающиеся вопросами народного творчества. В 1932 году открылся НИИ художественной промышленности, объединивший художников, технологов, экономистов и научных сотрудников, в том числе работавших с кружевами. В 1935-м при Вологодском, Елецком и Рязанском промысловых союзах были организованы художественные лаборатории, куда вошли художники, техники-копировщики и опытные плетеи. Рисунки-сколки начали печатать в промышленных масштабах.
В 1960 году промысловая кооперация была ликвидирована, на место артелей пришли комбинаты и фабрики: «Снежинка» в Вологде, «Елецкие кружева» в Ельце, Кировская фабрика кружевных изделий имени 8 Марта, артель «Труженица» в Михайлове. Несмотря на то, что повсеместно начало вводиться машинное производство, ручной труд сохранялся. Мастерицы начинали выплетать тематические панно к юбилеям или ключевым событиям. Еще в 1930-е годы в кружевах появились изображения аэропланов, парашютов, дирижаблей и даже буденовских конников, выплетали даже кружевные портреты Сталина, Ворошилова. Экзотикой сегодня выглядит агитационное кружево, например, с девушкой-трактористкой и крестьянином с сохой. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был показан кружевной диптих 1939–1940 годов, одна часть которого представляла карту Кировской области с изображением злаков, овощей и домашних животных, другое панно — свиток с полем льна, на котором в восьмиугольниках были показаны флора и фауна.
В 1960-е годы популярной становится тема космоса, повсеместно начинают плести кружевные ракеты и спутники. Советские панно этих лет нередко достигали гигантских размеров: 3, 4 и даже 6 м в длину, трудилось над ними множество мастериц.
После распада СССР производство, хоть и со значительными потерями удалось сохранить в Вологде, Михайлове и Ельце. Мастерицы выплетают воротники, скатерти, кружево для белья, сувенирную продукцию. Цены на рукотворные кружева остаются чрезвычайно высокими. Цена на салфетку и воротник может доходить до 10 тыс. руб., жакеты, пелерины стоят до 200 тыс. руб., манто — более 200 тыс. руб., шуба — около 500 тыс. руб. Кружева сегодня все больше относятся к сфере моды, нежели к искусству, многие модные дома представляют коллекции, в которых кружеву отведена ведущая роль.