Впервые принцип получения объемного изображения был представлен всеобщему вниманию Габриэлем Липпманом в 1908 году. Но только в середине 20 века эту технологию освоили в промышленном масштабе. В конце 1960-х в мире появились удивительные календари с объемными рисунками, в нашу страну эти чудесные картинки пришли позже – в середине 1970-х. На них можно было увидеть стереоскопические (объемные) или вариоскопические (меняющиеся в зависимости от угла зрения) рисунки.
Главную роль в создании стерео/варио изображения играет лист лентикулярного (линзообразного) пластика. Он представляет из себя тонкую прозрачную полимерную пластину, одна сторона которой имеет форму ряда цилиндрических линз (лентикул).
Под этот пластик приклеивается лист с предварительно подготовленными изображениями. Две картинки режутся на тончайшие полосы и собираются в одну в чередующемся порядке. Полосы должны быть настолько тонкими, чтобы две из них помещались под одну линзу.
Календарики-«переливашки» и календари со стереоэффетом сразу полюбились взрослым и детям. Их стали выпускать несколько типографий в Советском Союзе стотысячными тиражами. Наибольшей популярностью такие календари в нашей стране пользовались в 1980-е годы. На них изображали не только кадры из любимых детских мультфильмов, но и фотографии или рисунки по мотивам кинокартин. На оборотной стороне печатали табель-календарь и специально для школьников таблицу умножения.
Такие интересные календари стоили не слишком дорого – 30-40 копеек, их коллекционировали, бережно хранили, ими обменивались, почти в каждом городе был свой клуб коллекционеров.
Сейчас технологии позволяют изготавливать целые стерео-полотна шириной в пару метров и варио-изображения уже не на 2, а на десяток кадров. А используются такие изображения по большей части в детских игрушках и рекламной индустрии.