Появление первых железных дорог в пер. пол. XIX века оказало на человеческое общество влияние столь же масштабное и разностороннее влияние, как и начало освоения космоса в середине прошлого века. Эффект от вхождения железнодорожного транспорта в повседневный быт люди оценили практически сразу же, и эти восторги разделяли не только взрослые, но и дети, тут же захотевшие играть в свои, игрушечные паровозики.
Впервые такие детские паровозики стали изготавливать в немецком Лейпциге в 1830-х. Изделия местных мастеров-игрушечников были деревянными и по рельсам не двигались, однако уже в 1840-е в Англии игрушечные железные дороги приобрели привычный сегодня вид — поезда стали металлическими, со специальными комплектами рельсов. Составы приводились в движение при помощи часового механизма. Такие модели пришлись по душе уже не только детям, но и взрослым, которые стали объединяться в клубы любителей железнодорожного моделизма.
Постепенно в продажу стали поступать стандартизированные полноценные наборы железных дорог, однако в промышленных объёмах они стали выпускаться только в конце века немецкой фирмой-производителем игрушек «Мерклин». В 1891 году эта фирма представила на Лейпцигской ярмарке движущиеся модели паровозов, работающие за счёт встроенной в них миниатюрной паровой машины, в которой в качестве топлива использовался спирт. Один из экземпляров такой железной дороги был впоследствии поставлен в Зимний дворец, где с ней играл наследник российского престола царевич Алексей. Сама Россия аналогичного производства игрушечных железных дорог в это время не имела.
Несколько позже появилась и первая электрическая железная дорога — в 1897 году её презентовала американская фирма «Карлайл и Финч». Их творение, однако, представляло собой не игрушку, а рекламный экспонат. Игрушечные паровозы на электрической тяге стали массовым явлением только в 1920-е годы, когда были изобретены миниатюрные выпрямители переменного тока.
Первый железнодорожный набор, выпущенный в нашей стране, тоже был электрическим. В 1936 году его начал производить завод «Пресс» в Серпухове. Немногие сохранившиеся до наших дней экземпляры игрушечной железной дороги, которую он выпускал, показывают, что она полностью отвечала мировым стандартам того времени. Однако за год до начала Великой Отечественной войны производство этого набора в Серпухове прекратилось.
В период войны и самые тяжёлые послевоенные годы железнодорожные модели в стране не выпускались. Их производство было возобновлено только в 1951 году, когда завод «Москабель» начал выпуск новой модели железной дороги, известной под торгово-рекламным названием «Пионерская». Вероятно, этому названию она обязана соответствующей надписи на здании станции; в то время как на коробке и в инструкции к эксплуатации она обозначалась просто как «Электрическая железная дорога». Эту модель выпускали в течение восемнадцати лет вплоть до 1969 года; всего было произведено около 5 тысяч комплектов. Таким образом, в среднем в универмаги страны поступало по 23 набора в месяц. Эта железная дорога сложнейшего по тем временам технического уровня соответствовала всем своим современным европейским и американским аналогам, и сразу же стала мечтой всех советских детей.
«Электрическая железная дорога» изготавливалась в масштабе 1:45. Впрочем, говорить о масштабе модели в данном случае можно лишь условно, так как шестиосный тепловоз, который входил в набор, не копировал никакой из существовавших в то время настоящих локомотивов. Тем не менее, в его облике вполне можно было угадать очертания новейших магистральных тепловозов ТЭ2 или ТЭ3 первого выпуска. Маркировка игрушечного тепловоза «ИС-51» также условна, но вместе с тем весьма показательна. Локомотив «ИС» («Иосиф Сталин») действительно существовал, однако это был не тепловоз, а знаменитый паровоз, который выпускался в 1932–1942 годах и на момент создания был мощнейшим пассажирским паровозом в Европе. Цифра «51» — год начала выпуска игрушки. Ещё одна аббревиатура на корпусе локомотива — «МЭП» — это Министерство электротехнической промышленности, к которому относился завод «Москабель».
Помимо тепловоза в набор входили четыре четырехосных вагона — два пассажирских и два грузовых (платформа и крытый). Комплект рельсов с шириной колеи 32 мм включал в себя 7 или 8 прямых звеньев, в том числе мост и переезд со шлагбаумами, 16 радиусных звеньев и два стрелочных перевода с ручным приводом — левый и правый. Общая протяжённость пути с учётом всех элементов полотна составляла 9,3 м. Рельсы были профилированными, локомотив питался по всё ещё распространённой в то время трёхрельсовой системе с напряжением питания в 13В переменного тока. К набору прилагался трансформатор с регулятором напряжения и плавной регулировкой скорости движения. Кроме локомотива, вагонов и рельсов в наборе имелись домик и фигурка дежурного, здание вокзала, несколько светофоров и фонарей освещения, которые тоже подключались к сети и соответствующим образом реагировали на приближение и отдаление поезда. Так, путь был разделён на блок-участки, и сигналы светофоров переключались при движении поезда. При прохождении поезда по переезду опускались шлагбаумы, из домика выходил дежурный с фонарём, а его коллега у платформы станции поднимал зелёный флаг. Локомотив был снабжён действующим прожектором, в пассажирских вагонах имелось освещение и хвостовые красные огни. Светились фонари на станции, переезде и у стрелок, подсвечивалось изнутри и здание станции.
Подвижной состав, здание вокзала и переезд были выполнены из металла. Поставлялась эта железная дорога во вместительном деревянном ящике, вес которого составлял несколько килограммов.
«Пионерская» железная дорога «сыграла» в известном советском детском фильме «Алёшкина охота», снятом в 1965 году киностудией им. М. Горького по одноимённой повести В. Долгого. Фигурировала она и на афише этого фильма, став одним из его символов. По сюжету она была подарком, который должен был гарантированно удовлетворить запросы требовательного именинника. На деле же оказывается, что сами родители были увлечены этой железной дорогой куда больше, чем их сын. Как и сегодня, такой подарок был недешёвым: его цена составляла 36 рублей (до хрущёвской денежной реформы — 360 рублей), то есть немногим меньше половины среднемесячной зарплаты середины 1960-х гг.
Едва ли не большую сложность, чем её стоимость, представляли для советских граждан и габариты игрушки: в собранном виде она занимала порядка 4 м², что позволяло найти для неё удобное место далеко не в каждой квартире. Поэтому нередко эту железную дорогу приобретали не отдельные семьи, а местные общественные учреждения и организации детского творчества — Дворцы пионеров, клубы и кружки юных техников, где она становилась доступной каждому желающему.