10 февраля можно считать именинами утюга, ведь именно этим днем 1636 года датируется первое упоминание об этой хозяйственной принадлежности в официальных документах – в книге расходов царского двора была сделана надпись следующего содержания: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железной». Однако, основным инструментом для глажки белья в течение многих веков оставался рубель. В зависимости от местности, диалекта его также называли пральником, ребраком, гранчаком. По всей видимости, рубель был известен в России уже 700-800 лет назад. Представлял он собой выгнутую, расширяющуюся к одному торцу пластину из твердых лиственных пород древесины (дуб, рябина, бук, клен, береза) с ручкой на одном конце. Длина рабочей поверхности была 60-80 см, ширина около 10 см, ручка была длиной от 12 до 15 см. На одной стороне пластины нарезались поперечные скругленные рубцы, для этого на поверхности прочерчивали параллельные линии через определенные промежутки, (как правило, 15 мм) и делали пропилы глубиной около 7 мм, после чего стамеской срезали древесину в направлении пропила, получая углубления между валиками, затем напильником сглаживали получившиеся грани.
Процесс глажки был достаточно примитивным, чрезвычайно трудоемким и требовал немало силы и сноровки. Сперва ткань накручивалась на скалку, затем эту намотку укладывали на край стола, а сверху прикладывали рубель зубчатой стороной вниз и несколько раз, с силой нажимая на рубель, прокатывали белье на скалке. Рубахи гладили по частям, поочередно накручивая каждую деталь на скалку. Интересно, что в результате белье получалось не только выгладить, но и в некоторой степени отбелить, удалить грязь, оставшуюся после стирки: отсюда пословица: «Не мытьем, так катаньем». В основном таким способом гладили в деревнях, так как одежду там делали из прочных, но очень жёстких, вручную сделанных тканей, поэтому было необходимо не столько сделать одежду опрятной на вид, сколько максимально размягчить весьма грубую, часто натиравшую кожу ткань. В городах же, где люди были позажиточней, а одежды из тканей подороже и потоньше, придумывали другие приспособления: железные кружки с кипятком или специальные стеклянные шары, которыми ткань катали.
Рубель зачастую являлся подарком возлюбленной, в таких случаях верхнюю, а иногда и боковые поверхности украшали затейливой резьбой, вырезали инициалы и даты. Нехитрый предмет подчас превращался в настоящее произведение искусства, и барышни даже не считали приемлемым использовать их по прямому назначению. В разных регионах рубели могли отличаться своеобразным декором. На Севере любимым приемом было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. Во Владимирской губернии рубеля отличались необычайной длиной, а украшали их геометрической резьбой. В Ярославской губернии рубель, помимо резьбы украшался также объемной скульптурой, служившей к тому же удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Рубель и скалка, несмотря на неудобство в эксплуатации и достаточно низкое качество глажки, дожили в некоторых глубинках России до тридцатых годов 20-го столетия, когда, наконец, были полностью вытеснены утюгами.