Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой…
(Ф. Н. Глинка).
Красивые звонкие поддужные колокольчики являются неотъемлемой частью русской культуры, но оказывается, что появились они около 250 лет назад благодаря почтовой службе.
В то время на дорогах, соединяющих крупные города и поселения, на расстоянии 30-50 верст друг от друга располагались почтовые дворы (ямы), где стояли 2-3 избы, конюшни, сараи. Здесь меняли уставших лошадей, здесь могли отдохнуть проезжающие.
Чтобы на ямской станции менять лошадей без промедления, ямщики при подъезде к яму подавали сигнал. Петр I для этого приказал ввести по европейской традиции сигнальный рожок, который будет слышно издалека и на станции и пешеходам, но ямщики предпочитали обходится удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу, а людей на яме — поторапливаться.
Со временем дороги стали расширять и лошадей придумали запрягать не «гусем» (цугом), а в ряд — в середине коренник, по бокам — две пристяжных. Тогда-то и появился поддужный колокольчик. И если почтовый сигнальный рожок ямщики использовать отказывались, не смотря на штрафы и наказания, то колокольчик им сразу пришёлся по душе. А почтовый рожок остался лишь на эмблеме российской почты.
Колокольчик привязывался сыромятным кожаным ремнем к средней части дуги над головой коренника (средней лошади) тройки. Колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Обычно подвешивали от одного до трех разных колокольчиков. Если один, то покрупнее — погромче, если пара, то выбирали колокольчики однотипные разных размеров. Когда колокольчиков было три, большой имел громкий и резкий звук, а маленькие назывались «подпевалами» и подбирались в лад, все вместе они составляли музыкальное созвучие.
Езда на тройках с колокольчиками в 19 веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми появились многочисленные тройки частных владельцев. Колокольчики стали пользоваться огромным спросом. Изготавливать их начали мелкие кустарные мастерские, которые в великом множестве стали появляться во всех городах и селениях вдоль почтовых трактов. Самые первые были отлиты в конце 18 века в городе Валдае Новгородской губернии, стоявшем на самой главной дороге страны — тракте из Петербурга в Москву. Часто поддужные колокольчики называли «валдайскими» или «валдаями».
Среди огромного количества заводов и мастерских по изготовлению колокольчиков больше всего известны: Валдай, село Пурех и Андреевская волость Балахнинского уезда (Нижегородская область), Слободской (Кировская область), Касимов (Рязанская область), Павлово, село Сосновское и деревня Виткулово Горбатовского уезда (Нижегородская область), Рязань и деревня Поповская (Рязанская область), Тюмень, Елабуга, Тула, Кунгур, Петербург, село Жерновогорское Яранского уезда (Кировская область), Вологда, Баранча (Свердловская область).
С начала 19 века на колокольчиках стали появляться надписи и украшения — орлы, орнаменты, Георгий Победоносец. Мастера ставили свое имя, год, место изготовления, а также номер, который зависел от размера и модели колокольчика. Позже в моду вошли и разные фразы, например, «Кого люблю, того и дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит — потешает, ездить поспешает». Популярной была надпись: «Дар Валдая» (слова из песенной строки Ф. Глинки).
Еще одна часто встречающаяся надпись: «с серебром», есть даже поговорка о «чистом серебряном звоне». Но химический анализ материалов и опыты исследователей показали, что добавление серебра в бронзу для колокольчиков в размере 2% не оказывает влияния на звук, а в бо̀льшем соотношении — портит его. Так что надпись «с серебром», помещавшаяся на колокольчиках, делалась исключительно в рекламных целях.
Езда частных троек со звоном постоянно вносила сумятицу в работу почтовой службы. На почтовых станциях служители часто бывали не готовы к приему почтовых карет, потому как заслышав звон колокольчика, не обращали на него внимания, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта.
Правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей. Как это похоже на нынешние «синие мигалки». Запреты эти владельцы троек научились обходить. С середины 19 века на шеи всех трех лошадей в упряжке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Звук их был не сильным и потому на них запрет не распространялся.
К концу 19 века запреты на колокольчики утратили силу. На тройках стали одновременно подвешивать и бубенцы, и колокольчики. Весь набор колокольчиков и бубенцов, издававший при езде «согласный» звук, получил называние «ямской гармони». Мастера умели подбирать мажорные или минорные созвучия, в зависимости от события, для которого снаряжали тройку, будь то радостное масленичное катание, свадьба или грустные проводы в рекруты.
Поддужные колокольчики стали символом российских дорог, они скрашивали долгий унылый путь, веселили народ на гуляниях. К началу 20 века с приходом технического прогресса и строительством по России железных дорог, такие явления как «ямская гоньба» и русская тройка постепенно стали исчезать. А вместе с ними ушли из обихода и поддужные колокольчики.