
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой…
(Ф. Н. Глинка).
Красивые звонкие поддужные колокольчики являются неотъемлемой частью русской культуры, но оказывается, что появились они около 250 лет назад благодаря почтовой службе.
В то время на дорогах, соединяющих крупные города и поселения, на расстоянии 30-50 верст друг от друга располагались почтовые дворы (ямы), где стояли 2-3 избы, конюшни, сараи. Здесь меняли уставших лошадей, здесь могли отдохнуть проезжающие.
Чтобы на ямской станции менять лошадей без промедления, ямщики при подъезде к яму подавали сигнал. Петр I для этого приказал ввести по европейской традиции сигнальный рожок, который будет слышно издалека и на станции и пешеходам, но ямщики предпочитали обходится удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу, а людей на яме — поторапливаться.
Со временем дороги стали расширять и лошадей придумали запрягать не «гусем» (цугом), а в ряд — в середине коренник, по бокам — две пристяжных. Тогда-то и появился поддужный колокольчик. И если почтовый сигнальный рожок ямщики использовать отказывались, не смотря на штрафы и наказания, то колокольчик им сразу пришёлся по душе. А почтовый рожок остался лишь на эмблеме российской почты.
Колокольчик привязывался сыромятным кожаным ремнем к средней части дуги над головой коренника (средней лошади) тройки. Колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Обычно подвешивали от одного до трех разных колокольчиков. Если один, то покрупнее — погромче, если пара, то выбирали колокольчики однотипные разных размеров. Когда колокольчиков было три, большой имел громкий и резкий звук, а маленькие назывались «подпевалами» и подбирались в лад, все вместе они составляли музыкальное созвучие.

Езда на тройках с колокольчиками в 19 веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми появились многочисленные тройки частных владельцев. Колокольчики стали пользоваться огромным спросом. Изготавливать их начали мелкие кустарные мастерские, которые в великом множестве стали появляться во всех городах и селениях вдоль почтовых трактов. Самые первые были отлиты в конце 18 века в городе Валдае Новгородской губернии, стоявшем на самой главной дороге страны — тракте из Петербурга в Москву. Часто поддужные колокольчики называли «валдайскими» или «валдаями».
Среди огромного количества заводов и мастерских по изготовлению колокольчиков больше всего известны: Валдай, село Пурех и Андреевская волость Балахнинского уезда (Нижегородская область), Слободской (Кировская область), Касимов (Рязанская область), Павлово, село Сосновское и деревня Виткулово Горбатовского уезда (Нижегородская область), Рязань и деревня Поповская (Рязанская область), Тюмень, Елабуга, Тула, Кунгур, Петербург, село Жерновогорское Яранского уезда (Кировская область), Вологда, Баранча (Свердловская область).
С начала 19 века на колокольчиках стали появляться надписи и украшения — орлы, орнаменты, Георгий Победоносец. Мастера ставили свое имя, год, место изготовления, а также номер, который зависел от размера и модели колокольчика. Позже в моду вошли и разные фразы, например, «Кого люблю, того и дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит — потешает, ездить поспешает». Популярной была надпись: «Дар Валдая» (слова из песенной строки Ф. Глинки).
Еще одна часто встречающаяся надпись: «с серебром», есть даже поговорка о «чистом серебряном звоне». Но химический анализ материалов и опыты исследователей показали, что добавление серебра в бронзу для колокольчиков в размере 2% не оказывает влияния на звук, а в бо̀льшем соотношении — портит его. Так что надпись «с серебром», помещавшаяся на колокольчиках, делалась исключительно в рекламных целях.

«Тройка», 1848 г.
Езда частных троек со звоном постоянно вносила сумятицу в работу почтовой службы. На почтовых станциях служители часто бывали не готовы к приему почтовых карет, потому как заслышав звон колокольчика, не обращали на него внимания, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта.
Правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей. Как это похоже на нынешние «синие мигалки». Запреты эти владельцы троек научились обходить. С середины 19 века на шеи всех трех лошадей в упряжке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Звук их был не сильным и потому на них запрет не распространялся.
К концу 19 века запреты на колокольчики утратили силу. На тройках стали одновременно подвешивать и бубенцы, и колокольчики. Весь набор колокольчиков и бубенцов, издававший при езде «согласный» звук, получил называние «ямской гармони». Мастера умели подбирать мажорные или минорные созвучия, в зависимости от события, для которого снаряжали тройку, будь то радостное масленичное катание, свадьба или грустные проводы в рекруты.
Поддужные колокольчики стали символом российских дорог, они скрашивали долгий унылый путь, веселили народ на гуляниях. К началу 20 века с приходом технического прогресса и строительством по России железных дорог, такие явления как «ямская гоньба» и русская тройка постепенно стали исчезать. А вместе с ними ушли из обихода и поддужные колокольчики.

Завод Егора Спиридоновича Клюйкова, с. Пурех Нижегородская губерния, Россия, XIX в.


Завод Егора Спиридоновича Клюйкова, с. Пурех Нижегородская губерния, Россия, XIX в.


завод Егора Спиридоновича Клюйкова, с. Пурех Нижегородская губерния, Россия, XIX в.

Завод Егора Спиридоновича Клюйкова, с. Пурех Нижегородская губерния, Россия, XIX в.

Завод Егора Спиридоновича Клюйкова, с. Пурех Нижегородская губерния, Россия, XIX в.

