Сейчас мы пишем шариковыми ручками. А еще полвека назад шариковая ручка была диковинным и достаточно дорогим предметом. В школе, дома, на работе все писали чернилами перьевыми ручками. Устройство их было простым: деревянная палочка, металлический зажим для пера и само стальное перо.
Пером этот предмет продолжали называть по привычке. Много столетий для письма использовали птичьи (чаще всего гусиные) перья, обмакивая их в краску. Их особым образом подготавливали – основание (очин) пера затачивали и расщепляли. Используемые для их заточки острые ножики называли перочинными.
Стальное перо изобрели в 1748 году, но распространенным оно стало только через 100 лет – в середине 19 века. Стальные перья были разной формы и размера, в зависимости от того, для чего они предназначались – письма, написания плаката, черчения и пр.
В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально в виде флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком. На протяжении веков внешний вид чернильниц менялся. В Европе с XVII века стали очень популярны массивные чернильные приборы, всегда занимавшие центральное место на письменном столе. Существовали и менее затейливые приборы, состоявшие только из чернильницы и песочницы на подставке, и портативные дорожные приборы, заключавшие в небольшой коробочке с откидной крышкой маленькую, вделанную в днище чернильницу-непроливайку, крошечный подсвечник и пару очиненных перьев.
Более привычные чернильницы из стекла впервые начали производить англичане. Именно английским стеклоделам удалось разработать так называемые безопасные чернильницы. Их горлышко было снабжено специальной конусообразной воронкой, не препятствовавшей вытеканию чернил даже при опрокидывании сосуда. Также в обиходе появились специальные походные чернильницы, представлявшие собой небольшие бутылочки с узкими горлышками, носившиеся на груди в боковом кармане.
В зависимости от страны и эпохи чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Для богатых домов мастера создавали экземпляры из драгоценных металлов, богато инкрустированные камнями, росписью и эмалью. Чернильница служила главной частью письменного набора на протяжении многих столетий, пока в использовании не появились поршневые ручки, заправлявшиеся чернилами, и шариковые авторучки.
Одни из первых чернил появились в Китае 2,5 тысячи лет назад. Их изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками.
До наших дней сохранились разные рецепты чернил. Пигмент для них получали из различных растений – например из жженых виноградных косточек, из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.
В прибрежной местности научились добывать чернильную жидкость головоногих моллюсков – осьминогов и каракатиц, получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок. В Греции и древнем Риме из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил, которые под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора.
На Руси подобные красные чернила научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква, или как ее еще называли, «буквица» разрисовывалась красными чернилами в виде картинки.
Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.
В XVI веке появились железные чернила, которые изготавливали из корня ольхи, ореховой или дубовой коры и чернильных орешков, настроенных в сосуде с обломками железа. В XVII веке вместо обломков железа при изготовлении железных чернил стали использовать медный купорос. Это позволило ускорить процесс изготовления чернил. Позже в мире большую популярность получили чернила из экстракта тропического сандалового дерева, из сока которого выделяли пигмент фиолетово-чёрного цвета.
Вскоре появились ализариновые чернила, которые изготавливались из сока орешков-галлов с добавлением краппа – красителя из корней восточного растения марены, они обладали насыщенным сине-зелёный оттенком. В дальнейшем крапп заменили на синтетический краситель, а галловые орешки – на галловую кислоту. Так ализариновые чернила стали полностью синтетическими и более дешёвыми в изготовлении.
Ещё позднее был найден синтетический краситель прекрасного ярко-фиолетового цвета. Чернила, изготовленные с использованием такого красителя, получили название анилиновых. Они получили повсеместное распространение, и с тех пор большая часть шариковых ручек выпускаются с чернилами фиолетовых и синих оттенков.
Само слово «Чернила», изначально обозначавшее краску черного цвета со временем приобрело несколько иной смысл, сейчас при слове «чернила» мы представляем жидкость яркого фиолетового цвета, для которого появилось свое название – «чернильный».