Невозможно представить себе жизнь русского человека без церкви, без иконы. Икона сопровождала его от рождения и до смерти, в каждом доме в красном углу стояли чтимые образа. Бумажные цветы, вышитые полотенца, сухие веточки вербы, создавали в доме неповторимую атмосферу духовного равновесия. Православный человек, желая особо почтить икону, украшал ее шитыми и металлическими ризами или окладами. Мастера-ювелиры чеканили затейливые орнаменты по серебру с драгоценными камнями или более дешевыми стеклянными стразами.
Иконы на Руси писались мастерами — иконописцами. Это считалось делом священным, удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Руководством к написанию икон служили образцы — «подлинники». Они содержали указания, как должно писать тот или иной образ.
Кроме рукописных икон были так же и печатные — таких производилось достаточно много, необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками.
Монастырские типографии появляются в России в тридцатых-сороковых годах 19-го века и конечно, они приступают к выпуску печатных икон.
Существовало две основные технологии производства печатной иконы. Литография — одноцветная печать и хромолитография — многоцветная печать. Для хромолитографской печати мастер-гравер на специальных литографских камнях исполнял несколько изображений, для каждого цвета в отдельности. На каждую доску наносилась краска своего цвета и осуществлялась последовательная печать на бумаге, картоне или металле. Дело это было трудоемкое, но зато позволяло печатать огромные тиражи красочных и привлекательных икон.
Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяются: фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе, типография Н.Т. Корчак-Новицкого в Одессе, товарищество И.Д. Сытина в Москве.
На рубеже XIX–XX вв. две французские фирмы по производству жестяных коробок, Жако и Бонакер, наладили выпуск печатных икон на жести. Их дешевая продукция быстро стала вытеснять рукотворные иконы. Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов, в 1901 году сам император Николай II издает особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева.
Печатная продукция имела ряд проблем, самой серьезной, из которых являлось проникновение в иконографию католических и протестантских мотивов. К тому же бумажные иконы были недолговечны. Эти и другие факты привели к тому, что в 1902 г. Указом Священного Синода, запрещалось печатать иконы при церквях и монастырях, и усиливалась церковная цензура за качеством печатных икон на типографии. С этого времени на всякой печатной иконе должна была присутствовать надпись о благословлении и дозволение к печатному производству.
Казанская Икона Божией Матери особо почитается на Руси. Она олицетворяет собой всю глубину русской веры, связана с величайшими историческими событиями. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ.
4 ноября православные люди традиционно считают Богородичным праздником. В этот день празднуется память одного из самых любимых чудотворных образов Божией Матери — Богородицы Казанской.
По легенде обретение Казанской иконы Божией Матери произошло в 1579 году в Казани. В июне того года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону. Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя Святителя Николая.
Казанская икона пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. В первый же воскресный день после освобождения русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход с Казанской иконой. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.
С недавних пор 4 ноября Россия отмечает государственный праздник — День народного единства, который тесно связан с родной историей и с Казанской иконой Богородицы.