Расписные ковры, а по-белорусски – маляваныя дываны или «маляванки» были очень популярны в белорусских деревнях в середине прошлого века. Их дарили на свадьбу и новоселье. Такие ковры были почти в каждом доме, они украшали стену над кроватью или светёлку.
Не смотря на огромную популярность, изготовление маляванок было делом не массовым. Обычно на всю округу были один–два мастера, владевшие этим искусством. Некоторые мастера, особенно после войны, ходили по деревням и работали за кров и еду.
Маляванка рисовалась на домотканом полотне, иногда на простынях, изредка на клеёнке, бумаге и даже стекле. Чаще всего на изготовление шел кусок из двух сшитых полотнищ, размером примерно 1,5 х 2 м. Маляванки меньшего размера из одного полотнища назывались паўдываны, а из половины полотнища – макаткі.
Ткань окрашивалась в чёрный цвет. После на тёмный фон наносился яркий рисунок масляными или клеевыми красками. Рисовали с помощью больших кистей из свиной щетины, также во множестве использовались трафареты – «цацки» или «выстрыганки», изготовленные из резины, картона, а иногда и из картофелин. Мелкие детали прорабатывались тонкими кистями.
В-основном, на таких коврах изображали растительные мотивы – букеты и орнаменты на тёмном фоне. Позже появились сюжетные композиции. Рисованные ковры были похожи на тканые настенные полотна по декору и композиции, но были гораздо проще в изготовлении, а потому и дешевле.
Маляванки были широко распространены на территории всей Беларуси начиная с конца XIX века, но наибольшей популярностью они пользовались в 1930-1950-е годы. В 1960-х годах рисованные ковры стали производить полуфабрично в артелях достаточно большими тиражами, но качество их значительно снизилось. К тому же стали появляться недорогие ковры, изготовленные промышленным способом. В 1970-х маляванки утратили свою популярность и на долгие годы оказались полностью забыты. В последние годы в Белоруссии интерес к этому виду национального искусства возродился, а предметы стали активно собираться и изучаться.