Искусство классической фотографии с использованием светочувствительных фотоматериалов и химических реактивов уже практически забыто. Сейчас этот вид фотографии стали называть аналоговым, как антоним к понятию цифровой фотографии. Во многих фотоаппаратах до недавнего времени использовали плёнку, но также изображение фиксировали и на стеклянных пластинах. Такие технологии были в ходу в первой половине ХХ века.
Фотографические пластинки представляют собой стеклянные пластинки, покрытые с одной стороны светочувствительным слоем. Светочувствительный слой — это желатиновая плёнка, в которой в очень большом количестве находятся мельчайшие частицы бромистого серебра, чувствительные к свету. Так как этот слой очень тонок и непрочен, он наносится на прочную подложку: стекло (фотопластинки), целлулоид (фото- и киноплёнка), бумагу (фотобумага). Фотографические пластинки производятся фабричным способом и имеют долгий срок хранения — до двух лет.
Если поместить такую светочувствительную пластинку в аппарат и подвергнуть её в течение короткого времени действию изображения, получаемого при помощи объектива, то бромистое серебро сильно изменится всюду, где изображение было ярким (например, небо и белая одежда), менее сильно — в менее светлых местах и совсем слабо или вовсе не изменится в теневых местах.
Пластинки выпускаются различной чувствительности, выражаемой в градусах по системе Хертера и Дрифильда (Х и Д). Начинающий должен пользоваться пластинками невысокой чувствительности (200-3000 Х и Д). Покупать он должен пластинки под названием «ортохроматические», Пластинками «панхром», «изохром» и «изопанхром», требующими обработки при тёмно-зелёном свете или в полной темноте, начинающему пользоваться не следует.
Для зарядки аппаратов «Фотокор-1» и «Турист» используют кассеты, в которые пластинки вкладываются в тёмной комнате при красном свете. Кассеты изготавливают из чёрной жести и вмещают одну пластинку. Пластинки крайне чувствительны к свету, и потому коробку с ними нельзя открывать при дневном или ламповом свете. Малейшее количество белого света, попавшее на пластинки, испортит их. В кассеты пластинки вкладывают матовой светочувствительной стороной наружу. При этом необходимо избегать прикосновения пальцами рук к светочувствительному слою.
Для съёмки сначала выдвигают крышку кассеты, а затем открывают затвор и производят экспонирование, то есть дают свету, отраженному от предмета съёмки, в течение некоторого определенного времени действовать через объектив на пластинку, чтобы вызвать в её слое изменения, которые и послужат в дальнейшем основой для получения изображения. Затем закрывают объектив, закрывают и вынимают кассету. Процесс съемки закончен.
Закончив съемку, переносят кассету вместе с пластинкой в лабораторию — «тёмную комнату», освещённую специальным красным неактиничным светом, не действующим на пластинку. В лаборатории при красном свете открывают кассету и вынимают пластинку. На её поверхности не будет заметно никакого изображения: оно пока ещё невидимо, скрыто, хотя под влиянием света во время съёмки в слое пластинки произошли некоторые изменения.
Чтобы сделать скрытое изображение видимым, пластинку кладут в плоскую ванночку, в которую налит специальный раствор — проявитель. На пластинке постепенно появляется изображение чёрного, вернее серого цвета различной густоты. Чувствительный слой пластинки изменился в тех местах, на которые при съёмке действовал свет. Чем сильнее было действие света на те или иные места пластинки, тем больше они изменились и, следовательно, тем больше они чернеют в проявителе. Тёмные же части объекта съёмки отражали па пластинку мало света, поэтому она в этих местах в проявителе почти не изменится, останется белой.
Значит, на пластинке получается изображение с обратным распределением света и тени: то, что было на предмете съёмки светлым, на пластинке выйдет тёмным, а тёмное — светлым. Такая проявленная пластинка называется негативом, а превращение скрытого изображения в видимое — проявлением.
Проявление следует закончить, когда все детали изображения хорошо проработаются (на это требуется обычно от 4 до 7 мин.). Если проявление продолжать слишком долго, то пластинка завуалируется — изображение покроется серым налётом (вуалью).
Проявленная пластинка на просвет непрозрачна, имеет молочно-жёлтый оттенок и сохраняет чувствительность к свету. Для того чтобы негатив сделать совершенно нечувствительным к свету и прозрачным, что позволит в дальнейшем производить с него печатание, его после лёгкой промывки простой водой погружают в другой раствор-фиксаж (закрепитель). Из фиксажа негатив вынимают, когда он станет совершенно прозрачным в светлых местах (фиксирование продолжается минут 15-20). После этого негатив тщательно промывают в воде (около получаса в проточной или час в часто сменямой) и ставят сушиться (сушка занимает от 1 до 6 часов). Проявление и фиксирование носят название негативного процесса.
На стеклянной пластинке темные места предмета съемки получаются светлыми (вплоть до прозрачных), а светлые тёмными. Чтобы получить правильное изображение снятого предмета на бумаге, высушенный негатив накладывают на светочувствительную бумагу и подвергают действию света. Свет, пройдя через негатив, действует на бумагу; следовательно, под тёмными местами негатива он действует мало (эти места на бумаге остаются более или менее светлыми), под светлыми — больше (под ними бумага в той или иной степени темнеет).
Кроме описанного контактного способа изготовления отпечатка на бумаге, при котором отпечаток получается того же размера, что и негатив, может быть применен проекционный способ печатания, так называемое увеличение. Оно заключается в том, что негативное изображение отбрасывается в тёмной комнате с помощью проекционного фонаря на светочувствительную бромосеребряную бумагу (наподобие того, как это происходит, например, в кино). При этом изображение может быть увеличено в известных пределах до желательного размера.
По материалам изданий из фондов музея:
К. Донской, КНИЖКА ФОТОЛЮБИТЕЛЯ. Ростовское областное книгоиздательство, 1938 г.
ПЕРВАЯ КНИЖКА ПО ФОТОГРАФИИ. Элементарное руководство для начинающих. Составил В.П. Микулин. Государственное издательство кинематографической литературы, Москва, 1938 г.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХЪ ЗАНИМАТЬСЯ ФОТОГРАФIЕЮ. Ф. Iохимъ и Ко. Типография А. В. Орлова, С-Петербургъ, 1906 г.