6 июня 1983 года завершилась трансконтинентальная полярная экспедиция, организованная газетой «Советская Россия», уральским научным центром академии наук СССР и свердловским обкомом ВЛКСМ. Шестеро путешественников прошли на собачьих упряжках уникальный 10000-километровый маршрут по Арктике – от самой восточной точки Советского Союза – посёлка Уэлен до Мурманска. 

Все 8 месяцев продвижение маршрутной группы широко освещалось в печати, за ней следили радиолюбители со всего мира, путешественников торжественно встречали в Мурманске – конечной точке маршрута, в их родных городах Свердловске и Свердловске-45, по итогам экспедиции были изданы статьи и книги. Но вот о второй экспедиции, организованной Сергеем Соловьёвым спустя несколько лет, почти не вспоминают.

После завершения полярной экспедиции газеты «Советская Россия» команда путешественников получила наказ от депутатов постоянной комиссии по науке и технике Верховного Совета РСФСР провести аналогичные походы по Уралу и Сибири. Так была организована новая, пусть и менее масштабная, но не менее интересная уральская экспедиция газеты «Советская Россия». Её маршрут пролегал с севера на юг вдоль Уральского хребта под девизом «От Карского моря до Каспийского».

В марте 1986 года с острова Вайгач на границе Баренцева и Карского морей выдвинулась маршрутная группа из четырёх человек. Сергей Соловьёв – руководитель группы, Владимир Карпов – радист, Владимир Рыбин – врач, Филипп Ардеев – штурман, все они были участниками предыдущей экспедиции.

Встреча участников Уральской экспедиции газеты «Советская Россия» с жителями одного из посёлков, 1986 год, фото из фондов музея.
Встреча участников Уральской экспедиции газеты «Советская Россия» с жителями одного из посёлков, 1986 год, фото из фондов музея.

Радиограмма в номер:

«Идём Приполярным Уралом. Позади Воркута, Лабытнанги, Мужи… теперь курс на Саранпауль. Двигаться очень трудно: снег дотлевает, речушки подстерегают незаметными для глаза полыньями – каждый искупался уже не по разу. Приходится путешествовать только ночью. Как и в прошлую полярную экспедицию выбросили весь лишний груз, вдвое укоротили нарты». С. Соловьёв

На разных этапах к группе присоединялись Юван Шесталов – поэт и публицист, Сергей Мотов – механик-испытатель Ирбитского мотоциклетного завода, Альберт Туманов – художник, чьи рисунки вошли в книгу С. Соловьёва «Человек и север».

Группа передвигалась на технических видах транспорта. Северный участок маршрута был пройден на мотонартах «Буран», позже путешественники пересели на мотоциклы «Урал» Ирбитского мотоциклетного завода.

Радиограмма в номер:

«11 мая маршрутная группа экспедиции вышла из посёлка Мужи и взяла курс на Саранпауль. Освободившиеся ото льда болота и реки закрыли прямой путь. Пришлось отклониться почти на 200 километров к северу. На одной из речек «Буран» Карпова вместе с ним и рациями провалился под лёд. Связь с экспедицией была потеряна на долгое время. Все эти дни путешественники обходились без пищи. Выйдя на верховья реки Хулги маршрутная группа неделю строила плот из подручных средств. Погрузили на него четыре «Бурана» и поплыли среди шуги вниз по реке. 31 мая плот пришвартовался в Саранпауле». Б. Соболев, газета «Советская Россия», 04.06.1986 г.

Основной целью экспедиции стали экологические и социологические исследования, составление социально-экономического, исторического, культурно-бытового портрета Урала. По заданию Свердловского мединститута В. Рыбин вёл медицинские исследования. Также проводились испытания мототехники.

Общая протяжённость маршрута составила 5600 километров, которые были пройдены за 5 месяцев. Амдерма, Воркута, Лабытнанги, Ивдель, Пермь, Свердловск, Челябинск, Уфа, Оренбург, небольшие посёлки и крупные и малые города, в каждом из которых проводились встречи. Благодаря мобильности путешественники посещали места вне маршрута по заданию читателей «Советской России». Фотографии и видеосъёмка, которую вели В. Рыбин и Ф. Ардеев легла в основу фильма об Урале, а путевые заметки регулярно публиковались в газете.

Александра Гришук, зав. отделом по научно-исследовательской работе

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *