В наше время повсеместно используются высокоточные электронные весы, а вот механические весы и разновесы — наборы гирь к ним — практически стали частью истории.

Одной из древнейших мер веса на Руси была гривна, а начиная с ХII века появились такие меры как пуд, берковец, золотник. На протяжении последующих столетий были в нашей истории почка, пирог, лот, фунт, доля и другие меры веса.

В XVII веке стал использоваться фунт весом 409,5 грамма, его делили на 96 золотников. В торговых фунтах измеряли большую часть продовольственных товаров — фрукты, конфеты, сахар, масло, хлеб. После Октябрьской революции в стране постепенно был проведен переход к метрической системе мер. К 1927 году гири фунтовой системы были запрещены.

Сергей Грибков. В лавке.
Сергей Грибков. «В лавке».

Вид самих гирь со временем тоже претерпел изменения. Гири петровских времен — восьмигранные, с острыми гранями быстро стирались и теряли вес, поэтому указом 1797 года были введены новые гири — шаровидные с дужкой. Низ их стачивался для устойчивости, а из дна выбирался лишний металл — гири подгонялись по эталону. Эти округлые чугунные гири имели хождение в течение 130 лет.

В 20 веке большинство гирь имели цилиндрическую форму с небольшой ручкой — «грибком». Кроме металлических в 1930-е годы в СССР из-за нехватки металла выпускали гири керамические.

Также встречались гири другой формы. Например, русский разбивной разновес. Он состоит из бронзового футляра с откидной крышкой и набора гирь. В футляр самого распространенного, 1 фунтового разбивного разновеса вкладываются гири весом 24, 12, 6, 3, 2 и 1 золотник. Вес самого футляра составлял 48 золотников. Таким образом вес всего набора составлял 96 золотников, что равнялось 1 фунту (409,51 гр.).

Борис Кустодиев. Ярмарка.
Борис Кустодиев. «Ярмарка».

На каждой гире можно найти несколько знаков. Это обязательно номинал (вес), клеймо мастера или завода. Если продукция получала медаль за качество, изображение этой медали тоже ставилось на изделии. К сожалению, многие такие знаки со временем стираются.

Кроме отлитых выпуклых знаков на каждой гире должно быть нанесено поверочное клеймо, указывающее, что эта гиря проверена государственными поверителями и соответствует эталонному весу. Производилось это клеймение в поверочных палатках, созданных в разных городах страны, и должно было повторяться каждые три года. Вид поверочных клейм на гирях изменялся, в зависимости от года клеймения.

Поверочное клеймо до 1907 г. имело вид двуглавого орла, на груди которого значился номер поверочной палатки, а под лапами две последние цифры года поверки. В 1907 году поверочное клеймо было в виде императорского инициала с короной. Над перекладиной буквы «Н» — номер поверочной палатки, по бокам — две последние цифры года поверки. Поверочное клеймо после 1917 г. приобрело форму буквы «П», внутри — номер поверочной палатки, по бокам — две последние цифры года поверки. Позже появились клейма в виде круга, звезды или многоугольника внутри которых располагались серп и молот и также цифры, обозначающие год поверки и номер поверочной палатки.

Пусть механические весы и гири и вышли из употребления, но каждая из них может рассказать свою небольшую историю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *