Сувенирами (от фр. souvenir — память) называются памятные предметы, связанные с каким-либо памятным событием. По большей части это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности. Сувенирами могут быть утилитарные предметы с символикой и памятными надписями (канцелярские принадлежности, посуда, часы, одежда, игрушки и пр.) и даже продукты питания (например, тульские пряники). 

Также часто встречаются исключительно декоративные вещи — «безделушки» или интерьерные украшения (статуэтки, модели памятников и многое другое). Одни сувениры связаны с определенным местом, отражают особенности природы, имеют национальный характер рассказывают о традициях и быте этой местности. Другие призваны напоминать о каком-то событии — выставке, съезде, соревновании. Отдельная категория — сувениры рекламные, в огромном количестве существующие сейчас. Они появились только в 19 веке, когда один из американских предпринимателей подарил нескольким клиентам календари с символикой своей кампании.

Дарить памятные подарки дорогим гостям было принято с давних времен, но вот в советское время любой презент мог быть воспринят как взятка. Поэтому появилось большое количество сувениров, не имеющих практического применения. Это поздравительные адреса, памятные медали, настольные и кабинетные украшения, различные панно. Зачастую такие предметы вручаются не конкретному человеку, а целой организации или даже городу в лице руководителя.

В Советском Союзе утверждением образцов и организацией торговли сувенирами занимался Главкультторг Министерства торговли. Изготавливались такие сувениры на фабриках, отдельно для них заказывали памятные таблички и уже в таком виде вручались адресату. Но также многие сувениры делали кустарно. На каждом заводе находились мастера, которые делали весьма оригинальные подарки.

В коллекции нашего музея хранятся сувениры, которые вручались в связи с юбилеями и памятными датами нашему городу, партийной и комсомольской организациям. Большая их часть — подарки различных делегаций закрытых городов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *