В 1832 году, в селе Дулёво Владимирской губернии (ныне Московской области) появился фарфоровый завод, ставший к началу ХХ века самым крупным в России и одним из лучших в Европе. Его владельцы Кузнецовы, выходцы из гжельских крестьян-старообрядцев, создали к концу XIX века фарфоровую империю с годовым оборотом более чем 7 млн рублей, что составляло 2/3 дохода всей отечественной фарфоровофаянсовой промышленности. 

Основателем семейного дела был Яков Васильевич Кузнецов — обычный деревенский кузнец. В 1832 году сын Терентий расширил дело отца, построив еще один завод — в селе Дулёво Владимирской губернии. А заодно купил фарфоровое производство в соседнем селе Сафроново, причем дело поставил на широкую ногу, выделив живописную мастерскую, сортировочный цех и склад. Позже бразды правления принял сын Терентия Сидор, который, ко всему прочему, основал фарфоровый завод в Риге.

Здание «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова»

Наибольший расцвет и мировую известность предприятие получило под руководством внука — Матвея Сидоровича Кузнецова. В 1846 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», которое объединяло фарфоровые заводы в Дулево, Новгороде, Вербилках, Риге и было ведущим российским производителем недорогого, но очень качественного фарфора.

Наследовав от отца два завода — Рижский и Дулевский — Матвей Кузнецов за полвека построил еще два — Будский и Славянский в Харьковской губернии, приобрел известные заводы Гарднера, Ауэрбаха, Карякина и Рахманова. В 1899 г. он арендовал, а в 1911 г. купил Песоченскую фаянсовую фабрику.

На фабриках Товарищества вырабатывалась фарфоровая и фаянсовая посуда многих сотен наименований, различных фасонов и величин, майоликовые и терракотовые украшения для отделки зданий и интерьеров, печи, камины, художественные изделия, в том числе фигуры, вазы, панно, фарфоровые иконостасы, санитарно-технические и санитарно-бытовые изделия, электроизоляторы и многое другое.

1

Традиции кузнецовских фабрик сложились в конце XIX в. и определялись широтой коммерческой постановки дела. Матвей Сидорович Кузнецов оперативно реагировал на новые веяния, следил и выполнял конъюнктуру рынка: улавливал все меняющиеся в обществе настроения и колебания вкусов. Стремление кузнецовской фирмы ко всеохватности рынка приводило к поразительной эклектике ассортимента, что говорило о жизнестойкости и восприимчивости ко всему новому. Кроме того, Кузнецов использовал превосходное сырье и материалы, в том числе многие ввозил из-за границы, благодаря чему товарный и художественный вид его изделий был одним из лучших в керамической отрасли России.

М. С. Кузнецов создал разветвленную торговую сеть по продаже своих изделий. В обеих столицах было по два «фирменных» кузнецовских магазина, осуществлявших розничную торговлю. Рынки сбыта завоевали и постоянно боролись за свою нишу оптовые склады и торговли: в Петербурге, Москве, Харькове, Риге, Ростове-на-Дону, Одессе, Варшаве, Киеве, Славянске, Казани, Самаре, Астрахани, Тюмени, на всех крупных внутренних ярмарках — Нижегородской, Ирбитской, Симбирской и др.

В живописном цехе фабрики Кузнецовых, начало ХХ в.

При покровительстве и поддержке Великих князей дома Романовых и Губернаторов Московской губернии, «Товарищество М.С.Кузнецова» приобрело мировую известность и славу истинно Русского, имеющего глубокие исторические корни, фарфора. Предприятие стало неизменным поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом употребления Государственного Герба России на своих изделиях и вывесках. Товарищество постоянно участвовало на всех мировых выставках, где удостаивалась высших наград. 1913 год — год наибольшего процветания предприятий товарищества.

клейма-фабрики-кузнецова-бронницы-новогородской-губ-1892-1918

Роспись на посуде и предметах интерьера, изготовленных на заводах Кузнецовых, довольно узнаваема. Обычно это крупные рисунки или небольшие цветочки — стиль, который иногда называли «трактирным» за его броскость, яркость, напоминающую декоративные игрушки. И все-таки особенно ценились эти изделия за уникальные качества фарфора. Ходили даже слухи, что кузнецовская посуда может распознавать яд — впрочем, не исключено, что источником их был сам хозяин.

Загадкой долгое время оставалась и надежность фарфора, который по крепости не уступал керамике — при этом был намного изящнее и отличался необыкновенной белизной. Этот секрет был раскрыт лишь в 1969 году, когда в подвалах предприятий обнаружили керамический состав. Оказалось, что перед обжигом его долго хранили при особом режиме температуры и влажности, в результате чего глина становилась очень пластичной. Кроме того, в производстве использовали лишь торф, собранный до двадцатого июля — в противном случае он мог не успеть дойти до нужных «кондиций». Ну и, конечно, говоря о качестве кузнецовского фарфора, нельзя не отдать должное мастерам, которые трудились над его производством.

Матвей Сидорович Кузнецов умер в 1911 году, его потомки после революции лишились всех своих фабрик, кроме рижской, которую и возглавляли до 1940 года. На остальных предприятиях, принадлежавших государству, продолжала выпускаться фарфоровая посуда, однако ее качество было совсем иным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *