«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на… цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре.

Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века. Они были небольшими, трёхстворчатыми для нательного ношения. Боковые створки были вдвое ýже, чем средник и закрывались встык.

В первой половине XVIII века появился новый тип складня — четырёхстворчатый или «большие створы». Его створки, соединённые петлями, имеют прямоугольную форму и килевидное навершие. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, потом складень закрывается подобно книге. Внутри представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Чаще всего в них изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам. Иногда орнаментом украшалась и оборотная сторона складня. Обычно это было изображение Голгофского креста. Более дорогие варианты украшались эмалью — пёстрой или однотонной, предпочтение отдавалось синим оттенкам.

Считается, что первые четырёхстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками стали изготавливать в начале XVIII столетия в старообрядческой Выгорецкой обители в Поморье. Указами Петра I (1722) и Николая I (1832) рельефные «резные и отливанные образа» были официально запрещены, их изготовлением тайно занимались старообрядцы. Литейные модели — матрицы для литья образков и складней, появились в пустыни еще в конце XVII — начале XVIII веков. Некоторые матрицы для литья были заказаны московским профессиональным мастерам, остальные делались мастерами пустыни. Продукцией знаменитой Выговской медницы были самые разнообразные изделия: кресты, складни, образки, пуговицы, чернильницы, накладки и застежки для книг и тому подобное. Произведения выговских мастеров-литейщиков отличались не только высоким художественным уровнем, но и качественным материалом и высокой технологией.

И. Творожников. Паломник, 1916
И. Творожников. Паломник, 1916

Потребность старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в правильных образах для моления, «очищенных огнем», вызвала широкое массовое производство меднолитых изделий. Литые кресты, складни и иконы расходились по всей России, они бытовали не только у беспоповцев, но и у старообрядцев других согласий и даже у представителей официальной церкви. Наряду с главной медницей были устроены меднолитейные мастерские в малодоступных скитах пустыни и окрестных селах, куда переходит «отливка образов» во времена николаевского надзора. Произведения меднолитейной мастерской Выговского общежительства вдохновляли мастеров многих других центров старообрядческого литья в Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири, расцвет которых происходит во второй половине XIX — начале ХХ столетий.

В церковной традиции двунадесятые праздники, изображаемые на больших створах, являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Название это возникло от славянского «двунадесять» — то есть «двенадцать». Все они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Порядок изображения двунадесятых праздников на клеймах четырёхстворчатого складня:

Первая створа: 1. Распятие Христово (в кокошнике) 2. Благовещение 3. Рождество Христово 4. Рождество Богородицы 5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа: 6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике) 7. Сретение Господне 8. Богоявление (Крещение Господне) 9. Преображение 10. Вход в Иерусалим

Третья створа: 11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике) 12. Воскресение Христово (Сошествие во ад) 13. Вознесение Господне 14. Живоначальная Троица 15. Успение Богородицы

Клеймы в четвертой створе могут отличаться в зависимости от местности, где был произведен складень и того, какие иконы почитались на этой территории.
Большие створы, как и другие меднолитые иконы считались частью старообрядческой традиции. Они отливались большими тиражами, использовались и как домашний и как путевой иконостас. Однако до нашего времени в полном четырёхстворчатом составе дошли немногие складни. Считается, что когда взрослые дети покидали родительский дом, их разбирали на створки, каждая из которых уходила в новую семью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *